Черняков Наум Семёнович

Комментарии () Оставить комментарий

Годы жизни: 1915 – 1998

Востряковское кладбище: 43 уч.

Черняков Наум Семёнович - могила
Черняков Наум Семёнович - могила

Конструктор авиационной и ракетной техники, доктор технических наук (1962), профессор (1966). Отец – частный предприниматель, впоследствии начальник главка Наркомхимпрома; мать – фармацевт. В Москве с 1930. В 1939 окончил МАИ. Мн. гг. работал с С.А.Лавочкиным: инженер-конструктор в его ОКБ-301, с 1941 вместе с Лавочкиным – в КБ з-да № 21 (рук. отд.) в Горьком, с 1946 – зам. гл. (с 1957 – зам. ген.) конструктора, а с 1957 – гл. конструктор ОКБ Лавочкина. В 1960–61 – зам. ген. конструктора В.Н.Челомея. В 1961–95 – зам. ген. конструктора ОКБ-51 П.О.Сухого (с 1965 – з-д «Кулон», ныне – ОАО «Компания “Сухой”»).

В 1940-х уч-вал в конструировании истребителей ЛаГГ, Ла-9, Ла-150. В начале 1950-х строил истребители-перехватчики Ла-200 и Ла-250, был одним из гл. конструкторов перв. в стране управляемой ракеты кл. «земля – воздух» для зенитно-ракетной системы ПВО М. Во 2-й половине 1950-х руководил созданием крылатых ракет, среди которых его главное детищем стала стратегическая крылатая ракета «Буря». Задачей ракеты было, стартовав вертикально с помощью ускорителей 1-й ступени, перейти на высоте 17,5 км в горизонтальный полет и на скорости, в 3 раза превышающей скорость звука, нести термоядерную боеголовку на расстояние 8000 км. В 1960, на завершающем этапе работы, когда было проведено 19 испытательных пусков и началась подготовка к серийному производству, по решению Политбюро ЦК КПСС все работы по системе «Буря» были свернуты. Столь же неудачн. была судьба втор. любимого детища Чернякова, к работе над которой он приступил в начале 1960-х, – уникального ударно-разведывательного самолета Т-4 «Сотка», на десятилетия опередившего свое время. Первый опытный экземпляр самолета поднялся в воздух в 1972. Т-4, летавший со скоростью более 3000 км/ч, получился удачным, но совершил лишь около 10 полетов. Проект, не выдержав конкуренции с проектом самолета Ту-160 аналогичного назначения (бомбардировщик-ракетоносец), был закрыт. Из двух построенных самолетов один сохранился в музее ВВС в Монино, а второй был уничтожен. О несчастливой судьбе авиаракетн. творений Ч. были сняты докум. фильмы «Тайны забытых побед: Трагедия “Русского чуда”» (2002) и «Тайны забытых побед: “Буря” – Приказано уничтожить!» (2003). В дальнейшем Черняков учавствовал в конструировании разл. самолетов ОКБ Сухого, а также в создании первых советских ракет кл. «воздух – земля», дистанционно управляемых летательных аппаратов и др. Оставил заметный след в системе обеспечения общественного транспортом Москвы – создал первый советский цельнометаллический троллейбус МТБ-82 («московский троллейбус 82-го Тушинского авиазавода»), вышедший на линию в 1946 и серийно производившийся до 1961 (изв. «синий троллейбус» Б.Ш.Окуджавы).


Все комментарии перед публикацией проходят проверку. Номера телефонов, адреса эл. почты, ссылки на внешние сайты опубликованы не будут!

Комментарии ()