Шелов Вадим Борисович

Комментарии () Оставить комментарий

Годы жизни: 1928 – 2013

Востряковское кладбище: 126 уч.

Шелов (Шелов-Коведяев) Вадим Борисович - могила
Шелов (Шелов-Коведяев) Вадим Борисович - могила

Скульптор, живописец, график, педагог, общественный деятель; заслуженный художник РФ (1993). Из старинного дворянского рода. С 1936 по 1949 учился в частной студии Е.Н.Орловой, изостудии при ГМИИ, Московская средняя художественная школа по кл. живописи. В 1949 поступил на факульт скульптуры Тартуск. государственного художественного института, в 1952 перевелся в МВХПУ на курс профессора Е.Ф.Белашовой, который окончил в 1956. Работал в области станковой, монументальной, монументально-декоративной и медальерной пластики, в живописи и графике. С 1957 был постоянным участником московских, республиканских, всесоюзных и всероссийских художественных выставок. Член МОСХ (с 1958).

Как скульптор Шелов более всего работал в камне, металле и дереве, а также в керамике. Наиболее известны работы – мемориал д. С.А.Лавочкину (Тверская ул., 19), памятник воспитанникам школ Свердловского р-на Москвы, павшим в Великой Отечественной войне (Старопименовский пер., 5), воинский мемориал над братской могилой павших в 1941 в битве за Москву (г. Юхнов Калужск. обл.), памятник маршалу Г.К.Жукову в Калуге, памятник Ю.А.Гагарину в г. Гагарине (Смоленск. обл.), памятн. бюсты Ф.Ф.Ушакова и патриарха Никона в Санаксарском мон. (Республика Мордовия), памятн. бюст В.В.Маяковского в Калининграде и др. В работах Шелова развиваются традиции классического русского изобразительного искусства, прежде всего школ А.Т.Матвеева и Е.Ф.Белашовой, в них гармонично сочетаются гражданственность, патриотизм, интерес к человеческой индивидуальности и романтизм.

Значительное место в творчестве Шелова занимает работа над портретами современников – ак. Г.П.Францова, поэта С.А.Васильева, чилийск. гос. деят. С.Альенде, артиста балета И.И.Махаева и мн. др. Интерес к истории мира культуры, сопровождавший Шелова на протяжении всей его жизни, нашел воплощение в памятн. медалях Данте, Сервантеса и Шекспира, бюстах И.-С.Баха и В.-А.Моцарта и графических сериях «Воспоминания о Греции», «Египет», «Франция», «Индия», «Италия».

В последний период жизни большое внимание уделял религиозным и героическим сюжетам (композиции «Пророк», «Преображение», «Николай Святитель Мир Ликийских», «Святитель Сергий Радонежский», «Димитрий Донской» и др.).

Насыщенную творческую работу сочетал с активной общественной и административной деятельностью. В 1973–80 был пред. жилищн. комис. МОСХ, в 1976–79 – заместитель председателя правления МОСХ, в 1980–89 – председатель Художественного фонда МОСХ, в 1989–92 совмещал должности секретаря Правления СХ России и председателя Художественного фонда СХ России, в 1994–2000 – председатель финансово-экономической комиссии Москвы СХ. Занимая высокие посты, добился улучшения жилищных и рабочих условий для сотен своих коллег, организовывал приобретение их работ музеями Москвы. Будучи председателем Художественного фонда МОСХ, активно способствовал возвращению Русской православной церкви в год тысячелетия Крещения Руси ряда церковных зданий в столице. Один из создателей Мемориальн. мастерской-музея скульптора А.Т.Матвеева, отстоял от реконструкции и добился постановки на учет как памятника архитектуры комплекса зданий Городка художников по ул. Верх. Масловка, был инициатором и организатором ряда регионых и зональных выставок художников России («Земля Тюменская», «Художники Алтайского края» и др.).

В 1963–71 преподавал в МВХПУ на кафедре академической скульптуры, в 1970-е в течение ряда лет был художественным руководителем групп в Доме творчества художников им. Д.Кардовского в г. Переславле-Залесском.

Хорошо знал литературу и театр, сам имел литературный дар. Автор ряда статей в журнале «Художник». Оставил богатое наследие размышлений о жизни и искуссте, образцов гражд. лирики, а также воспоминаний о своих предках, о московской жизни 1930–40-х, о знаменитых художниках первой половины – середины ХХ в., о своих путешествиях по России и СССР и поездках за рубеж.


Все комментарии перед публикацией проходят проверку. Номера телефонов, адреса эл. почты, ссылки на внешние сайты опубликованы не будут!

Комментарии ()